Приемы и формы формативного оценивания » №21 ЖОББМ
Zhambyl region
Меркі ауданы білім бөлімінің
"№21 жалпы орта білім беретін мектебі"
Education Department of Kordai district
Reception room :
+7(72632) 2-51-28
bookkeeping:
+7(72632) 2-51-28
Version for
visually impaired
» » Приемы и формы формативного оценивания
04
февраль
2021

Приемы и формы формативного оценивания

Приемы и формы формативного оценивания


                                                                                 «В педагогическом мастерстве               учителей сердцевину образует 

                                                         их способность точно оценивать 

прогресс учеников». 

Майкл Барбер



Цель:создание условий для ознакомления с приемами и инструментами формативного оценивания;


Задачи:познакомить с приемами и инструментами формативного оценивания, характеристикой, значимостью для эффективного обучения,       - оказать поддержку коллегам в приобретении навыков их использования.


Ожидаю: узнают приемы и инструменты формативного оценивания, будут применять и использовать на уроках.


Оценивание - является неотъемлемой частью обучения. В настоящее время - оценивание в школе практически свелось к отметке. То есть не процессу, а к результату. Многие учатся не ради получения знаний, а ради оценок.

Оценивание обучающихся играет огромную роль и для учителя, и для самих учеников. Без оценивания не возможен учебный процесс.

Одним из таких видов оценивания является формативное оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения. Данный вид оценивания помогает устранить пробелы в знаниях, повысить учебную мотивацию и самостоятельность учащихся, индивидуализировать процесс обучения.

При формативном оценивании мы всегда рядом с учеником, ученик принимает непосредственное участие в процессе оценивания. Следовательно, имеет возможность оценить свои сильные и слабые стороны, скорректировать дальнейшие шаги посредством эффективной обратной связи, повысить уровень мотивации и потребности к действиям.

Бсо же такое формативное оценивание?

Формативное оценивание – это оценивание прогресса учащихся с целью внесения изменений в процесс учения и, соответственно, обучения на ранних этапах. Кроме того, формативное оценивание позволяет учащимся осознавать и отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя. Это значит находиться рядом с учеником и вести его к успеху.

Формативное оценивание– это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно является «неформальным» (чаще всего без отметочным) оцениванием и основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.

Формативное оценивание – процесс наблюдения, как изо дня в день протекает процесс обучения - это ежедневное оценивание. При формативном оценивании мы всегда рядом с учеником, ученик принимает непосредственное участие в процессе оценивания. Следовательно, имеет возможность оценить свои сильные и слабые стороны, скорректировать дальнейшие шаги посредством эффективной обратной связи, повысить уровень мотивации и потребности к действиям.

Формативное оценивание:

- используется в повседневной практике (поурочно, ежедневно);

- применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя.

При использовании формативного оценивания учителю  необходимо знать и эффективно использовать различные приемы формативного оценивания. Систематическое и целенаправленное использование данных приемов позволит учителю получить качественный результат обучения.

Планировать использование формативного оценивания можно на всех этапах урока: -при изучении нового материала;

- при закреплении изученного раздела;

- в начале и в конце урока и т.д.

Формативное оценивание необходимо использовать на каждом этапе урока. Положительные моменты оценивания для обучения, дает учителю:

- ежеурочно отслеживать  успехи каждого ученика в классе;  

- создает условия для активного участия учащихся в процессе собственного познания;

- дает возможность учащимся анализировать собственную работу;

- требует активного участия  и способствует  повышению мотивации учащихся;

- формирует коммуникативный процесс между учителем и учеником;

- стимулирует учителя к корректировке подходов преподавания с учетом результатов оценивания;

Опираясь на результаты формативного оценивания (самооценка, взаимооценка, оценка работы в группе, активность на уроке) легче применить суммативное оценивание. Формативное оценивание требует каждодневного кропотливого труда, определенного опыта. Поэтому необходимо вводить новые техники по мере их освоения. В результате применения данного вида оценивания у учащихся появляется желание учиться, интерес к уроку, позитивное отношение друг к другу.

При использовании формативного оценивания, учащиеся видят конкретно, что они знают, а что нужно ещё поучить, над чем нужно поработать, что нужно сделать, чтобы повысить уровень мотивации и потребности к действиям.

Особенностью формативного оценивания заключаются в использовании аналитических инструментов и приемов для измерения уровня усвоения, прогресса учащихся в процессе познания. Результаты такого оценивания можно применять для выработки рекомендаций по улучшению обучения и учения. Опираясь на результаты формативного оценивания (самооценка, взаимооценка, оценка работы в группе, активность на уроке) легче применить суммативное оценивание.

Использование методов формативного оценивания помогает учащимся выработать навыки самостоятельной работы, работы в группе, повышается чувство взаимопомощи, коллективизма.

Для изучения нового материала

«Измерение температуры»

Данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и учитель задает вопрос: «Бсо мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения. В некоторых случаях (приработе в парах и в группах) учитель просит одну пару или группу учащихся продемонстрировать процесс выполнения задания. Другие пары или группы наблюдают, что от них требуется сделать.


 
 

 «Вопросник»

Учитель объединяет учащихся в группы по 4 ученика. На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами: 

- Бсо нового вы сегодня узнали?

- Какая информация была наиболее интересной?

- Бсо было трудным?

- Бсо мешало работе и почему? 


Для закрепления, тренировки, отработки умений

«Пирамида знаний»

Учитель после объяснения нового материала может предложить ученикам на уроке выстроить свою пирамиду знаний, умений т.е. того, что они узнали и умеют делать на этом этапе урока. Для этого каждый ученик на любом тетрадном листочке (в линейку, клеточку, А-4) записывает по вертикали по одному предложению снизу вверх, в котором содержатся знания относительно данной темы урока. Это могут быть интересные факты, полезные сведения, оригинальные задания, положительные эмоции и т.д.

Листы бумаги вывешиваются по периметру класса. Жсе ученики встают, ходят, смотрят, читают.


 
 



«Иерархии бриллиантов»

Ученики разрабатывают или предварительно записывают на карточке или стикере девять идей в отношении определенного вопроса.

Ученики отбирают и располагают в верхнем поле одну наиболее приоритетную карточку, далее, на последующих местах располагают карточки в следующем порядке: на втором месте - две карточки, на третьем - три карточки, на четвертом - две и на пятом, внизу - одна карточка, представляющая наименьший приоритет. Карточки образуют форму бриллианта.

Творческие работы учащихся, сочинения, эссе и т.д.

 «Редакторский совет»

Во время редактирования сочинения на доске вывешиваются критерии. Жсе ученики выступают в роли «редакторов», а ученик, вышедший по желанию к доске, в роли – «писателя». «Редакторы» внимательно слушают письменный рассказ, опираясь на критерии успеха, указывают достоинства в работе ученика и высказывают рекомендации в плане улучшения содержания сочинения. В данном случае сама форма проверки помогает ученикам учиться на успехе. После того как ученик выслушал рекомендации «редакторов» (учеников), он садится на свое место и корректирует свою работу.

Ученики выходят к доске по желанию. Некоторые из них, слушая рекомендации по поводу улучшения работы своего одноклассника, проверяют свою работу, и если находят аналогичные ошибки и неточности, то исправляют.

«Внутренний и внешний круг»

Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и  задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.



Считаю, что учитель должен использовать разнообразные методы и средства для оценивания того, как учащиеся формулируют, анализируют, обобщают информацию, и на основании полученных результатов оценивания соответственно корректировать свое преподавание.


Джелдикбаева Алия Абдиразаховна, 

заместитель директора по учебной работе 

ОШ №21 Меркенского района     

Жамбылской области